СПЕЦИАЛЬНЫЕ СЛУЧАИ ОСВОБОЖДЕНИЕ СМИ от ответственности за распространение недостоверной информации

Практически каждый из профильных законов, регулирует деятельность определенного вида средств массовой информации, содержит специальные положения, определяющие случаи освобождения средства массовой информации и его работников от ответственности за распространение недостоверной информации. Соответствующие нормы применяются наряду с общими нормами об увольнении любого субъекта от гражданско-правовой ответственности.

Для начала можно рассмотреть вопрос распространения официальной информации. Согласно общей нормы части 2 статьи 302 Гражданского кодекса Украины физическое лицо не несет ответственности за распространение информации, полученной из официальных источников, в случае дальнейшего ее опровержения. Часть 1 статьи 91 данного Кодекса определяет, что юридическое лицо способно иметь такие же гражданские права, как и физическое лицо, кроме тех, которые по своей природе могут принадлежать только физическому лицу. Пункт "а" статьи 67 Закона Украины "О телевидении и радиовещании" содержит норму об освобождении как юридических (телерадиоорганизаций), так и физических лиц (ее работников) от ответственности за распространение официальной информации в случае дальнейшего опровержения.

В Законе Украины "О печатных средствах массовой информации (прессе) в Украине" содержится аналогичная норма, но речь идет о перепечатка только с другой печатного средства массовой информации (пункт 4 статьи 42 Закона). Такое сужение перечня только в перепечаток из печатных изданий не является обоснованным, поскольку в случаях, когда материал уже был распространен через электронные средства массовой информации, недостоверная информация уже является общеизвестной, но не по вине печатного средства массовой информации, в котором было помещено перепечатку. Вместе с тем, пункт 1 статьи 42 Закона о печати предусматривает освобождение от ответственности за распространение недостоверной информации, полученной от информационных агентств, при этом освобождение не оговаривается дословным цитированием материалов или наличием ссылки на первоначального распространителя.

Согласно пункту 1 статьи 35 Закона Украины "Об информационных агентствах" информационное агентство не несет ответственности за распространение дословно воспроизведенных материалов других информационных агентств или средств массовой информации, но с условием опровержения такой недостоверной информации. Требование об опровержении информации обусловлена ​​тем, что многие средства массовой информации получают информацию от информационных агентств, поэтому информационное агентство должно проинформировать своих клиентов о том, что ранее распространенная информация не соответствует действительности, особенно это касается тех клиентов - средств массовой информации, которые еще не успели распространить такую ​​информацию, но потенциально могу еще это сделать.

Законы Украины, которые регулируют деятельность отдельных видов средств массовой информации, содержат специфические основания освобождения от ответственности каждого вида средств массовой информации за распространение информации, которая не соответствует действительности. Пункт 1 статьи 42 Закона Украины "О печатных средствах массовой информации (прессе) в Украине" содержит такую ​​специфическую норму: печатное издание не привлекается к ответственности за распространение недостоверной информации, если она получена от учредителя.

Пункт 4 статьи 35 Закона Украины "Об информационных агентствах" устанавливает, что информационное агентство не отвечает за внесение изменений, сокращений или редактирования его продукции, совершенное без ведома агентства распространителем или потребителем информации. В данном случае совершенно очевидно, что вина лежит не на информационном агентстве, поэтому в наличии нормы части 4 статьи 35 Закона фактически нет необходимости, ведь закон не предусматривает для таких случаев ответственности информационных агентств без вины. Необходимо также закрепить для каждого вида средств массовой информации освобождения от ответственности за распространение информации, не соответствующей действительности, которая была разглашена в публичном выступлении. Законодательство многих стран содержит нормы об освобождении от ответственности за распространение через средства массовой информации сведений, не соответствующих действительности, если такая информация содержалась в обнародованном публичном выступлении любой физического лица (не обязательно работника органа власти). Указанные положения иностранных законов вполне обоснованными, поскольку с момента вынесения публичной речи информация приобретает широкое распространение, фактически становится общеизвестной. В то же время, на средствах массовой информации лежит обязанность оперативного распространения важной информации, достоверность которой не всегда возможно быстро проверить. Если же данная информация оказалась такой, что не соответствует действительности, то к ответственности будет привлечен первоначальный распространитель (оприлюднювач) информации - лицо, произносила публичную речь. Нужно признать, что основания освобождения средств массовой информации от ответственности должны быть более унифицированными.

 Закон Украины "О печатных средствах массовой информации (прессе) в Украине" принят еще в конце 1992 года, и в части оснований освобождения от ответственности за распространение информации, не соответствующей действительности, не претерпел изменений с тех пор, а потому в отдельных случаях ставит печатные издания в худшее положение по сравнению, например, с телерадиоорганизациями. Закон Украины "О телевидении и радиовещании" в начале 2006 года был принят в новой редакции, в частности изменились положения относительно случаев освобождения от ответственности за диффамацию, поэтому данные нормы являются наиболее полными и адекватными. По этому образцу целесообразно сформулировать основания освобождения от ответственности за распространение информации, не соответствующей действительности, для других видов средств массовой информации, в том числе в сфере Интернета.