Экология и оккупация – что делать Украине с техногенными угрозами в ОРДЛО и Крыму

Появление новых проблем мирового масштаба, вызванных геополитическим противостоянием США, стран Европейского союза, Российской Федерации и КНР (обострение ситуации на Ближнем Востоке, прежде всего в Сирии, миграционные проблемы в ЕС, торговые войны с участием США, угроза нового мирового финансового кризиса и другие) отвлекает внимание международного политикума от «украинского вопроса».
Также наблюдается определенная «усталость» руководства европейских стран от проблем Украины, что происходит не без помощи российской пропаганды.
Президент Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер во время своего ежегодного послания Европарламенту в сентябре 2018. не упомянул об Украине и российской агрессии.
Очевидно, что Украине необходимо доносить до европейской общественности новые месседжи о том, насколько опасна деятельность российских оккупантов не только для близлежащих регионов, а и для ЕС в целом.
На данном этапе для Украины таким информационным трендом может стать экологическая катастрофа на оккупированных территориях, а также обнародование данных о ее высокой вероятности.
Поводы для беспокойства
В течение 2017-2018 годов в СМИ было значительное количество материалов, подтверждающих существенное ухудшение экологической ситуации в ОРДЛО.
Наиболее основательным можно считать исследование, подготовленное в рамках проекта «Определение ущерба, причиненного окружающей среде на востоке Украины», выполненное в 2017 году Координатором проектов ОБСЕ в Украине (посол Вайдотас Верба) по запросу Министерства экологии и природных ресурсов Украины.
9 июля 2018г. результаты исследования в части ситуации с неконтролируемым затоплением шахт на Донбассе, угрозой химического и радиационного загрязнения подземных вод и почв были озвучены министром экологии и природных ресурсов Украины Остапом Семераком на панельной дискуссии «Влияние вооруженного конфликта на востоке Украины на окружающую среду» в Берлине в ходе 27-й сессии ПА ОБСЕ.
Одним из основных организационных итогов исследования определена необходимость обеспечения регулярного уточнения и обновления информации о техногенно опасных объектах, которые уже стали источниками серьезной опасности. Прежде всего, речь идет о полевых исследованиях и мониторинге ситуации на уровне конкретных промышленных предприятий, шахт на неподконтрольной территории. Однако на сегодняшний день указанный вопрос фактически не решен.
Результаты анализа открытых источников указывает на существование реальных угроз возникновения техногенных катастроф в ОРДЛО.
В мае 2018 года СМИ сообщали о повышении в Горловке Донецкой области уровня шахтных вод до 400 метров с 1,5 км в 2014 году. По данным оккупационных «властей» Горловки, с января по июня с.г. уровень воды поднялся еще на 100 метров и составил на 1 июля - 300 метров от поверхности (с учетом того, что скорость подъема шахтных вод, по мнению экспертов, составляет 25-30 метров в месяц, есть возможность считать, что в настоящее время уровень составляет около 200 метров от поверхности).
Строительство водоотливных комплексов в Горловке находится на стадии получения разрешительной документации. В случае промедления возможно смещение земной поверхности, которое может вызвать разрушение зданий и сооружений, наземных и подземных коммуникаций практически по центру города от его западной части до завода «Стирол».
Смещение земной поверхности уже происходит в «днр»: в Донецке на 20-25 см, в отдельных местах до 62 см.
Чтобы не допустить социальной напряженности среди населения, оккупационные власти ОРДЛО, а также Крыма, стараются не разглашать информацию относительно реального состояния экологической безопасности (как это имело место в случае с крымским «Титаном»), подвергая жителей оккупированных территорий опасности.
Однако в отдельных случаях скрыть критическое состояние экологической безопасности уже невозможно.
Например, в связи с ухудшением качества питьевой воды в Горловке и Макеевке участились случаи госпитализации граждан: на 27 сентября 2018 г. более 150 детей были госпитализированы, на карантин закрыты дошкольные учебные заведения. Оккупационные власти рекомендовали горожанам максимально ограничить использование водопроводной воды и тщательно ее кипятить. Причиной заболевания специалисты считают прекращения откачки грунтовых вод из отдельных шахт, в результате чего в водопровод попадают промышленные отходы и ядовитые вещества. На фоне повышения шахтных вод создаются предпосылки к возникновению экологической катастрофы в Горловке из-за затопления закрытой шахты «Александр-Запад», в которой в 1989 году попало 50 т мононитрохлорбензола из-за аварии на местном химзаводе.
Экологическая война
Очевидно, что власти Украины могут действовать в двух основных направлениях: по возможности, предотвращать подобные ситуации, а также широко информировать людей как в Украине, так и за ее пределами.
В частности, ситуация может быть использована Украиной в следующих направлениях:
- начало информационной кампании по защите прав жителей оккупированных территорий, информирование о реальном состоянии экологической безопасности;
Принцип 23 Декларации по окружающей среде и развитию, принятой на Конференции ООН в Рио-де-Жанейро 14.06.1992 года, гласит: «Окружающая среда и природные ресурсы народов, живущих в условиях угнетения, господства и оккупации, должны быть защищены».
- активизация обсуждения экологических вопросов в рамках Трехсторонней контактной группы Минского переговорного процесса или других переговорных механизмов с перспективой создания международной группы экспертов-экологов для контроля за текущей ситуацией на техногенно опасных объектах в ОРДЛО и Крыму;
Принцип 24 упомянутой Декларации гласит: «... государства должны уважать международное право, обеспечивающее защиту окружающей среды во время вооруженных конфликтов, и должны сотрудничать, при необходимости».
Действующий мандат СММ ОБСЕ не обеспечивает возможности осуществлять постоянный контроль за экологической безопасностью в ОРДЛО и в Крыму. Расширение полномочий СММ ОБСЕ и использование специального оборудования ограничено финансовыми ресурсами.
Кроме этого, создание международной группы экспертов-экологов может быть промежуточным шагом к введению на Донбасс миротворческой миссии ООН.
- активная позиция Украины на международной арене в вопросах защиты, а в дальнейшем и восстановлении окружающей среды на оккупированных территориях будет способствовать созданию необходимого правового основания для защиты национальных интересов.
По предварительным оценкам Института природопользования и устойчивого развития НАН Украины, экологические убытки в результате боевых действий оцениваются в 200 млрд. грн., в 300 млрд. грн. - потери производственного потенциала.
Момент настал
Вопросы экологии ОРДЛО и Крыма стоит поднимать на международной арене незамедлительно. Именно сейчас это может помочь увеличить международный контроль за ситуацией на этих территориях, учитывая следующие факторы:
- политическое руководство РФ после убийства Захарченко и в ожидании президентских выборов в Украине практически поставило «на паузу» все переговорные процессы, начиная с ввода миротворческой миссии ООН на Донбасс, до обмена пленных и политзаключенных;
- ситуацию с крымским «Титаном» можно использовать на международной арене как результат ограничения доступа оккупационными властями как Крыма, так и т.н. «лднр» к техногенно опасным объектам, находящихся на территориях под их контролем;
- представители «лднр» в Трехсторонний контактной группе заявляют об обеспокоенности «руководства республик» из-за угрожающей ситуации в сфере экологической безопасности (в отличие от их российских кураторов).